Что на сердце варится, в лице не утаится.

 

Эту статью вы прочитаете за 6 минут(ы)

На нашем лице, как бы мы это не скрывали, всегда отражается настроение и привычные эмоции. Поэтому, каждый с годами получает то лицо, которое заслуживает. Есть даже наука такая, правда не всеми признанная – физиогномика называется.

Физиогно́мика — метод определения типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения. (Википедия)

Наиболее отчетливо отношение человека к своему лицу, а значит к себе и окружающему миру, проявляется в процессе рисования или лепки. И значение имеет любой нюанс: почему что – то не нарисовано или нарисовано «именно так», определенным образом. Смотрим на цвет, размер, форму, обращаем на все это внимание клиента, задаем вопросы и обязательно дожидаемся ответов. В процессе беседы рождается понимание проблемы, ее значения и способов решения.

Пример из практики.

Тридцатилетняя Алиса совершенно не умеет просить и говорить о своих желаниях. В отношениях с мужчиной, она предпочитает, чтобы мужчина догадывался о том, что она хочет и, постоянно испытывает разочарование, потому что хочет невозможного. Ну, не умеет люди читать чужие мысли.

– У меня всегда в отношениях с мужчиной очень много ожиданий от него. Когда они не исполняются, мне очень плохо. Как сделать так, чтобы ничего не ждать?

– Когда ты об этом думаешь, какая цифра приходит?

– Три. (Через «случайно» названную цифру мы приходим к возрасту, в котором произошло событие или события, создавшие и сохраняющие вышеназванную проблему).

– Что вспоминается, когда тебе три года?

– Зима, я в шубе и шапке из овчины, они тяжелые, я не могу повернуться в такой одежде.

– Вылепи себя в возрасте трех лет. (Лепит).

– Лица ей не достанется. (Произносит со злорадством).

– Что ты чувствуешь, когда произносишь это?

– Она кукла, ее одевали как куклу, и относились как к кукле. Зачем кукле лицо, она все равно не может ни смотреть, ни говорить.

– Ты озвучила мысли, а что чувствуешь?

– С одной стороны, ее жалко, с другой – спокойно. Она привыкла.

– Когда ты говоришь о себе трехлетней: «Лица ей не достанется», я слышу злость в твоем голосе.

– Да, я злюсь. Очень.

– Эта злость направлена на саму себя – маленькую девочку. Кому на самом деле она предназначается?

Оказалось, что злость предназначена воспитывающим маленькую Алису взрослым. Это – родители, бабушки и дедушки. Воспитателей у девочки было много. Но, они были едины в одном – своего мнения, своих желаний и чувств у ребенка быть не может.

Алиса вспомнила, как подолгу стояла с бабушкой в очередях, и бабушка хвалилась: «Какая у меня внучка терпеливая, даже не пикнет». Для маленькой девочки такое стояние было пыткой.

– Это лютый ужас, в очередях стоять, – говорит Алиса. – Да еще запакованной в шубу и шапку.

Маленькой девочке хотелось бегать и играть. Алиса фантазирует о том, как это было бы возможно, если бы у нее был легкий комбинезон и вязаная шапочка. Во времена детства Алисы в магазинах не было комбинезонов, но, все женщины в ее роду – рукодельницы: шили, вязали. Если бы Алиса говорила о своих желаниях, настаивала на них, возможно, что кто – нибудь из близких услышал бы ее. Она боялась быть неудобной для взрослых, а значит –  плохой девочкой. Боялась, когда повышали голос, когда взрослые ссорились между собой и самое страшное, когда ругали ее.

– Что мешало сказать о своем желании?

– Меня бы никто не услышал.

– Для того, чтобы тебя услышали, надо сказать. И возможно, много раз. Когда ты молчишь, ты не оставляешь своим близким шанс узнать о твоих желаниях. И вынуждена выполнять чужие. (Алиса задумалась, и «рискнула»).

Она представила, как просит у родителей удобную одежду. У нее получилось попросить. Пусть этот опыт был не в реальности, а в воображении, но, он произошел.

И вот уже Алиса представляет себя в комбинезоне и вязаной шапочке.

 Какое счастье бегать в таком виде и кувыркаться в снегу! В новом наряде она могла бы играть и скакать рядом с бабушкой, пока та стояла в очереди…

Я возвращаю Алису к ее пластилиновой фигурке.

– Как себя чувствует маленькая пластилиновая Алиса без лица?

 – Я не смогу ей вылепить то лицо, которое хочу, поэтому, пусть остается безликой.

– Я слышу крайности – все или ничего. Но, между этими крайностями есть множество промежуточных вариантов. Что произойдет, если ты примешь «промежуточное» решение и ее лицо будет не таким, как ты его себе представляешь?

– (После некоторого размышления). Это будет новый опыт, я попробую.

Алиса вылепила и добавила пластилиновой фигурке глаза, нос и рот.

 – Лицо получилось похожим на маску клоуна.

Как сейчас себя чувствует маленькая Алиса?

– Ей хочется изменить страшные глаза.

– Что в них страшного?

– Они слишком большие.

– Когда глаза увеличиваются, какое чувство испытывает Алиса?

– Страх.

– Чего она боится?

– Боится, что один раз отпустили в удобной одежде, а второго раза уже не будет. Страшно потерять приобретенный комфорт и удовольствие.

– Возможно, что так и случится. Один раз родители разрешили надеть удобную одежду, а в другой раз не разрешат. Мы не знаем, какими убеждениями они руководствуются. Они – большие, и у них больше прав. Но, тот комфорт и удовольствие, который ты испытала, теперь навсегда останутся с тобой. И еще опыт просить, он теперь твой.

– Да, комфорт, удовольствие, опыт озвучивания своих желаний я могу использовать в своей взрослой жизни… Страх уменьшается и глаза хочется уменьшить. (Уменьшает глаза пластилиновой фигурке). У нее такой огромный рот, как будто от обиды надула губы.

– На что она обижается?

– Сейчас вспомнила, как бабушка в детстве смеялась над моими желаниями.

– Что сейчас хочет маленькая Алиса?

– Сейчас она сказала бы бабушке, что ей обидно, когда над ее желаниями смеются, да еще это делает близкий человек.

– Что бы ответила бабушка?

– Она бы перестала смеяться, она не знала, что делает что – то обидное для внучки.

– Как думаешь, зачем Алисе черный нос?

– Она похожа на собачку, у которой нет проблем, сидит в будке, еду приносят. У нее есть хозяева, есть защищенность по сравнению с бездомными собаками.

– Кто твой хозяин?

– Родители.

– Тебе сейчас не три года, ты – взрослая. Что произойдет, если ты и дальше будешь перекладывать ответственность за свою жизнь на родителей?

– Я буду чувствовать себя маленьким ребенком. А хочу быть взрослой.

– Что произойдет, если ты будешь говорить о своих желаниях и чувствах?

– Может быть своим примером вдохновлю родителей на тоже самое.

– Может быть вдохновишь, а может, и нет. Говоря о своих чувствах, ты показываешь, что не кукла, не собака, а человек. Взрослый человек.

В реальной жизни Алиса начала говорить о своих желаниях и чувствах, пока ей это удается с большим трудом, но, Алиса точно знает, что один из признаков взрослости – это ставить цели и добиваться их.

Другие статьи о работе с пластилином:

:Автопортрет из пластилина.

Я леплю из пластилина…

«Неведома зверюшка».

Лепим сами свою жизнь.

Статьи о работе с рисунком:

Размер имеет значение.

Нарисуй отношения с мужем.

Идеальный муж – какой он?

Я – маленькая лошадка. Работа с рисунком.

Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком.

Работа с бесплодием с помощью рисунка.

То, на что мы смотрим, увеличивается.

Арт-терапевтическая техника «слепой художник».

 

Источник

 

admin
admin

No Comments

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Статистика блога

  • 7 511 просмотров